Публикация монографии А.А. Кугаенко
Уважаемые коллеги! Поступила в продажу новая монография руководителя НЦ «ДИН-Прогноз» д.э.н., проф. Кугаенко А.А. «Экономическая кибернетика. Энциклопедия».
По вопросам приобретения обращайтесь в издательство «Вузовская книга».
 
 

ИНСТРУМЕНТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИКОЙ НА ДОЛГОВРЕМЕННУЮ КОРРЕКТНОСТЬ ДО ИХ РЕАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
А.А. Кугаенко, 2009г.


    Проектирование управления макроэкономикой отдельной страны крайне сложная проблема. Такие параметры, как ВВП, индекс инфляции, валютный курс национальной валюты и т.п. абстрактны и поэтому их использование для разработки практических рекомендаций всегда будет приводить к неправильным результатам. Корректное управление реальной макроэкономической динамикой, требует специального инструмента тестирования проектируемых управлений (иногда их называют государственными программами) на недопущение негативных результатов в будущем от их применения. Тестирование проектируемых управлений удобно выполнять на специальных динамических моделях анализируемого оригинала. Они основаны на достаточно подробной детализации оригинала, что делает результаты тестирования достаточно корректными для практики, так как в таких моделях реализуются динамические характеристики оригинала и его нестационарная структура, но и множество разнообразных обратных связей, характерных для этого оригинала.
    Социально-экономическая динамика в стране во многом зависит от принятой стратегии управления народным хозяйством и изменяющихся внешних и внутренних условий. Перечисление их нецелесообразно, поскольку эти условия достаточно хорошо известны, а любой их список будет всегда неполным. Эти обстоятельства, а так же прежние процессы в народном хозяйстве, которые создали социально-экономическую структуру, существующую на текущий момент времени, требуют постоянного изменения управляющих факторов на всей будущей шкале времени проектируемого управления, для недопущения нежелательных процессов в будущем,
    Степень адекватности экономико-математической динамической модели такого оригинала, как народное хозяйство страны в основном зависит от подробности алгоритмического описания его деталей. Ограничения в подробности экономико-математических моделей теоретически обосновать невозможно, поэтому при синтезе динамических моделей, с одной стороны, имеется желание повысить адекватность прогнозирования результатов принимаемых решений, а с другой – это приводит к значительному усложнению модели, что делает саму ее и получаемые на ней результаты плохо обозримыми и слабо анализируемыми. Указанная причина препятствует созданию всеобъемлющей модели национальной экономики и оправдывает множество принятых упрощений.
    В последнее время часто можно слышать, от так называемых «либеральных экономистов», о механизмах рыночной самоорганизации или о широких возможностях применения оптимальных управлений в экономике. Однако это безосновательные разговоры. Механизм самоорганизации экономики существует только в головах теоретиков, не знающих реальной жизни. Самоорганизация не порождает кризисов только в том случае когда государство четко и функционально определило «поляну» существования этой самоорганизации. Оптимальных же решений в управлении экономикой вообще не существуют (этого не понимает только тот, кто не знает что такое оптимальность). Математическая статистика (и эконометрика в том числе), традиционно применяемая для создания рекомендаций по управлению экономикой, к будущим экономическим стратегиям не имеет отношения, так как статистика отражает процессы только в прошлых (но не в будущих) экономических структурах. Чтобы возникли корректные обоснования будущих стратегий, необходим инструмент, который позволит достаточно адекватно отражать моделируемый макроэкономический оригинал в будущих экономических структурах, а это позволит тестировать проектируемые управления на будущей экономике.
    Современные экономические «теории», традиционно применяемые для управления национальным народным хозяйством, в основном ориентированы на макроэкономическое описание без учета существующих в экономической динамике отдельных и сильно связанных между собой «микроэкономик». Однако микроэкономика – это не только производство, потребление, накопление, распределение и т.д. различных ресурсов. В основе динамики каждой отдельной микроэкономики лежат социально-психологические факторы: цели, ожидания, отношения, стратегии и тактики, и еще многое другое. Помимо этого вся структура народного хозяйства «закольцована» множеством обратных связей и имеет совершенно не предсказуемую ни одной из известных «теорий» динамику функционирования. Отсюда следует, что современные традиционные «теории» (точнее не подтвержденные гипотезы) не способны предоставить практике какие-либо конкретные рекомендации (кризис экономической теории, аналогичен прошлым кризисам физических, химических, астрономических и др. теорий), они в лучшем случае иногда позволяют с незначительной степенью достоверности объяснить, что произошло, но, как правило, не объясняют, почему это произошло.
    Однако для практической экономики необходимо знать, что и почему произойдет в будущем, а не то, что было в прошлом, т.е. нужен прогноз результатов проектируемых решений, характер результатов реализации которых заранее не очевиден и формируется в процессе функционирования всей экономики. Поэтому требуются иные инструменты и принципиально новые подходы для решения практических задач. Необходимы не только прогнозы об управлении в каждый будущий момент времени, но и рекомендации о том, когда и за какой интервал времени необходимо выполнить, то или иное управление.
    Еще одно замечание. Реальная экономика – это кибернетическая система, имеющая множество обратных связей. Такие системы имеют свои законы функционирования и алгоритмы генерации ответных реакций на внешние воздействия. По этой причине следует иметь в виду, что любое незначительное изменение (управления или внешнего воздействия) в одной части кибернетической системы обязательно вызовет изменения (процессы) во всех других ее частях.
    Теперь о самой модели, предназначенной для тестирования. Чтобы ознакомиться с природой взаимозависимости алгоритмов, отражающих динамику различных сторон национальной экономики, необходима модель, соответствующая наиболее существенным ее сторонам. Однако в таком виде постановка проблемы не совсем корректна, поскольку отсутствует теоретически обоснованный перечень сторон изучаемого оригинала (сколько бы их не принималось во внимание, всегда будет недостаточно еще какого-либо фактора, алгоритма, уточняющей прямой или обратной связи и т.д. и т.п.). В связи с этим любая экономико-математическая модель будет неполной и ориентированной лишь на решение узкого класса задач. Очевидно, что уточнения модели приводят к росту ее размерности, а это в свою очередь затрудняет анализ причинно-следственных связей. Указанные обстоятельства находятся в противоречии между собой, поэтому нужно соблюдать их разумный баланс.
    Экономико-математическая модель, предназначенная для тестирования проектируемых управлений реализуется следующими основными блоками модели:
    • сфера производства;
    • непроизводственная сфера;
    • социальная сфера;
    • финансовый контур;
    • внешнеэкономические связи и воздействия;
    • демография, экология и др.
    Модель сферы производства состоит из основных производственных секторов.
    Непроизводственная сфера представлена сильно агрегированными моделями науки, образования, здравоохранения, обороны и некоторыми другими.
    Социальная сфера содержит множество социальных групп, каждая из которых характеризуется «своим источником» получения дохода. Сюда же иногда включают модель демографии.
    Финансовый контур охватывает все блоки динамической модели. В его основу положена модель консолидированного бюджета. Помимо бюджета в финансовый контур включены модели центрального банка (ЦБ), коммерческих банков, финансовой биржи, на которой формируется курс иностранной валюты к рублю и ряд других финансовых институтов.
    Так как классические экономико-математические «теории» не отражают реального существа экономических оригиналов и уж совсем не «замечают» их динамики, т.е. фактора времени, создающего их постоянное изменение, динамические модели экономических оригиналов в настоящее время наиболее близко подходят к инструменту корректного экономического прогнозирования результатов реализации принимаемых управлений.
    Динамическая модель народного хозяйства страны, предназначенная для тестирования прогнозируемых результатов реализации проектируемых управлений в изучаемом оригинале, имеет очень высокую размерность. Обычно моделируется до 70 000 – 80 000 моделируемых переменных, на мониторы ЭВМ выводится от 4 до 5 тысяч управляемых и прогнозируемых параметров. Это обстоятельство обосновывает необходимость наличия до 3 – 4 тысяч рычагов управления. В связи с тем, что за рабочие места ЭВМ, на которой реализована экономико-математическая модель оригинала, практически невозможно привлечь столь большое количество персонала, управляющего моделью по единой логике экономического развития моделируемого объекта, в экономико-математической модели устанавливается множество «автоматических» управленцев, т. е. автоматов, действующих наилучшим образом для каждого текущего момента виртуального времени. В результате для физических лиц – операторов на рабочих местах, управляющих виртуальной экономикой, выводится не более 200 – 300 «ручных» рычагов управления, для которых требуется менее 10 человек..
    Технология тестирования выполняется следующим образом.
    На первом этапе анализируется стратегия, предлагаемая для тестирования. Выясняются виды рычагов управления для ее реализации. Затем определяется «амплитуда» изменения каждого рычага управления, а так же моменты времени их изменения (последовательность этих управлений). Выясняется возможность реализации в модели необходимых управлений. Если реализация управлений по каким-либо причинам невозможна, то предлагается изменить стратегию или выполняется доработка динамической модели (это всегда требует много дополнительного времени).
    На втором этапе выполняются все управления, запланированные на первом этапе, и наблюдается результат реализации выполненных управлений в виде прогнозируемых траекторий всех показателей, выведенных на экраны мониторов. Практически всегда прогнозируемые результаты очень сильно отличаются от желаемых. Для «приближения» прогнозов к желаемым изменениям при многократном повторении моделирования выполняется поиск дополнительных управлений на всем интервале времени прогнозирования. Причем этот интервал должен превышать в 2 – 3 раза интервал времени, для которого проводится тестирование. Если при этом не будет найдено нужной комбинации набора управлений, дающих удовлетворительный результат прогнозируемых процессов, то необходимо переходить к третьему этапу, на котором производится поиск новых алгоритмов, изменяющих структуру моделируемого объекта.
    На третьем этапе выполняется синтез алгоритмов, иначе преобразующих структуру экономического объекта, чем это выполняли ранее существующие алгоритмы. Включение новых алгоритмов, улучшающих степень приближения прогнозируемых изменений экономического объекта к желаемым завершает работу с моделью.
    На четвертом этапе регистрируются, во-первых, все необходимые изменения рычагов управления и, во-вторых, все структурные изменения в модели.
    Если полученные результаты прогнозирования, после всех изменений и доработок будут близки к желаемым, то найденные изменения в управлении и структуре будут служить рекомендациями, при выполнении которых, результаты тестирования можно считать положительными. Здесь приведены виды некоторых экранов для динамической модели страны средней сложности (до 35 000 переменных).
    Для примера, предположим, что в новой предлагаемой стратегии принято уменьшить ставку налога на добавленную стоимость, что реализуется на правом верхнем фрагменте экрана, который предназначен для управления (изменения) налоговых ставок. Все моделирование проводилось для режима «не допущения эмиссии денег». При режиме допущения эмиссии результаты моделирования будут другими.

Рис.1. Тестирование результата уменьшения ставки НДС в два раза


    На рис.1 приведен результат реализации уменьшения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в два раза в момент моделирования Т=0.5. Тестирование проводилось с учетом того, что экономика (в динамической модели) страны была сбалансирована и поэтому все параметры модели от Т=0 до Т=0.5 не изменяли своих величин. После изменения ставки НДС в модели возникли различные дисбалансы, которые вызвали изменения параметров модели. Как видно из приведенных результатов моделирования, не все изменения параметров благоприятны для социально-экономического функционирования. Результат моделирования показал, что сначала немного возрос дефицит бюджета, но затем возник его профицит, который продолжался около одного года. Затем стал возникать очень большой дефицит бюджета в продолжении 2.5 лет, после чего снова появился профицит.
    Колебания дефицита и профицита совпадали с изменениями ВВП (следует обратить внимание на то, что изменения ВВП в натуральных единицах измерения не совпадает с изменениями ВВП в денежных единицах измерения), с изменениями средних цен и с изменениями социальных показателей (в нежелательную сторону). Помимо этих изменений в динамической модели произошли другие изменения моделируемых параметров (см. рис. 2 и 3).

Рис.2. Тестирование в сфере производства результатов снижения НДС


    Наблюдаемые на рис.2 и 3 изменения параметров сферы производства динамической модели народного хозяйства страны позволяет выделить положительные и негативные результаты одноразового уменьшения НДС на различных интервалах времени прогнозирования.

Рис.3. Тестирование параметров трудовых ресурсов сферы производства


    Важным результатом тестирования реализации выбранной стратегии является возможность анализа динамики социальных показателей. На рис. 4 и 5 приведены примеры прогнозирования таких параметров для модели в целом.

Рис.4. Прогнозирование результатов изменения НДС для социальной сферы


    Кроме того для каждой отдельной социальной группы прогнозируются результаты изменений социальных параметров, характеризующих потребности населения и их удовлетворение в результате применения выбранной стратегии.

Рис.5. Прогнозирование социальной динамики в отдельных группах населения


    Анализ прогнозируемых характеристик социальной динамики позволяет определять социальные группы, в пользу и ущерб каких была выполнена реализация предложенной стратегии управления народным хозяйством и на каких интервалах времени. На рис.6 приведена часть прогнозов, касающихся демографических изменений в динамической модели страны.

Рис. 6. Демографические изменения в стране и пример одного из управлений ими


    Результаты прогнозирования количества населения в каждой возрастной группе позволяет достаточно корректно моделировать не только количество трудовых ресурсов, но и такие демографические параметры, как количество школьников (первоклассников и выпускников) количество абитуриентов в послешкольное образование, количество призывников в армию, количество детских медицинских учреждений, количество пенсионеров и т. д. Все эти параметры служат входными исходными данными в соответствующие блоки динамической модели страны. Если учесть, что демографические волны непрерывно «плывут» по шкале времени, то можно видеть как важно иметь возможность наблюдения за демографическими изменениями при управлении макроэкономикой.
    Не менее важным в макромоделировании является управление внешнеэкономическими связями, которые в динамической модели страны часто занимает до 25 % всего ее объема. Такое внимание, в моделировании народного хозяйства, внешнеэкономическим связям необходимо уделять по причине значительного участия населения страны в в обменной динамике инвалюты на рубли и обратно, а так же влияния на инвалютные расходы страны от приглашенных трудовых мигрантов. На рис. 7 приведены некоторые результаты прогнозирования изменений валютных параметров.

Рис. 7. Некоторые прогнозируемые параметры финансовой динамики , зависящих от внешнеэкономического функционирования страны


    Важным результатом реализации предложенной стратегии является динамика гуманитарных и военно-оборонных показателей. При реализации стратегии одноразового снижения НДС прогнозируемые изменения указанных показателей неудовлетворительны (см. рис.8).

Рис.8. Прогнозы изменений гуманитарных и военно-оборонных показателей при одноразовом снижении НДС


    Из приведенных графиков можно видеть, что гуманитарные показатели, на определенном интервале времени, ухудшаются, а оборонные растут очень медленно. Для исправления этого результата можно изменить предложенную ранее стратегию, добавив к ней иные распределения расходов бюджета. Эти распределения выполняются с помощью «ручных» рычагов управления бюджетными расходами, как из поступлений доходов в бюджет, так и из накопленного профицита.

Рис.9. Планирование изменений расходов бюджета на оборону, образование и науку


    В результате изменений (см. рис 9) бюджетных расходов (в науку, образование и в ОПК) из бюджетных доходов и накопленного профицита, и допущения эмиссии денег при дефиците бюджета произошли изменения во всей модели народного хозяйства. Эти изменения привели не только к росту интеллектуального потенциала в стране, но и к более заметному увеличению военно-оборонного потенциала (при прежней стратегии рост оборонного потенциала за 5 лет увеличился на 2%, а при иной стратегии за это же время на 8%). Следует отметить одну важную сторону роста ОПК. До тех пор пока для ОПК не превысила 15 – 17% ВВП, развитие ОПК приводит к развитию ряда гражданских отраслей сферы производства при условии дополнительного их дополнительного финансирования из бюджета в первые 2 – 3 года. Затем поступление налогов из этих отраслей (при достаточной денежной эмиссии) быстро компенсируют бюджетные расходы предыдущих лет. Однако это уже совсем другая стратегия.

Рис. 10. Прогнозируемые изменения гуманитарных и оборонных показателей при изменении исходной стратегии


    Еще одно замечание. Система динамического моделирования «ДИН-Прогноз» позволяет в процессе прогнозирования контролировать (с управлением) различные финансовые потоки на специальном интерфейсе. Пример такого интерфейса для такого контроля для потока выручки отрасли (корпорации, фирмы и др.) приведен на рис. 11.

Рис.11. Диаграмма использования денежного потока

 

Научный Центр "ДИН-Прогноз" при Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 2009